Энергоаудит для государственных и муниципальных учреждений обязателен или его отменили в 2013 году?

Ответ: Этот вопрос очень часто встречается в ходе встреч с главами муниципальных районов и сельских поселений. Действительно, в 2013 году в статью 16 Федерального закона № 261 «Об энергосбережении» были внесены изменения, которые освобождают от проведения повторного обязательного энергоаудита через пять лет, если совокупные затраты на потребление энергоресурсов менее 50 млн. рублей. Однако все учреждения и организации указанные в статье 16, вновь образованные или не прошедшие ранее энергоаудит обязаны организовать и провести первый обязательный энергоаудит в соответствии с требованиями Закона. По этому поводу уже имеются судебные и нормативные акты разных субъектов РФ, которые наглядно показывают руководителям госучреждений о необходимости данных мероприятий:

Решение № 2-707/2015 2-707/2015~М-576/2015 М-576/2015 от 20 августа 2015 г. по делу № 2-707/2015 ПОСТАНОВЛЕНИЕ Дело №А21-2911/2013

Решение № 2-707/2015 2-707/2015~М-576/2015 М-576/2015 от 20 августа 2015 г. по делу № 2-707/2015 Слюдянский районный суд (Иркутская область) — Гражданское

Суть спора: Прочие из публично-правовых отношений

Решение

Именем Российской Федерации 20 августа 2015 года Слюдянский районный суд в составе председательствующего судьи Жулидовой Н.Г., при секретаре Гвасалии М.Г., с участием заместителя прокурора Слюдянского района Афанасьевной Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-707/2015 по иску прокурора Слюдянского района в интересах Российской Федерации к Администрации Байкальского муниципального образования об обязании провести обязательное энергетическое обследование здания

В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере энергоснабжения и повышения энергетической эффективности.

В ходе проверки установлено, что Администрацией Байкальского муниципального образования не проведено обязательное энергетическое обследование и не имеется энергетических паспортов на здания, расположенные по адресу «АДРЕС». В подпрограмме «Энергосбережение и повышение энергетической активности в Байкальском муниципальном образовании на 2015-2018 гг» муниципальной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Байкальского городского поселения на 2015-2018гг» срок реализации мероприятий по энергетическому обследованию установлен 2015-2018 гг, между тем, в силу Закона первое энергетическое обследование должно быть проведено в период со дня вступления в силу Федерального закона № 261-ФЗ от 23.11.2009 до 31.12.2012 года.

Просил обязать ответчика устранить нарушения в срок до 01.10.2015 года.

В судебном заседании прокурор заявил об отказе от исковых требований в части проведения обязательного энергетического обследования зданий администрации, расположенных по адресу «АДРЕС». Отказ от иска в части принят судом. Требования по зданию «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ» поддержал.

Ответчик Администрация Байкальского муниципального образования в лице представителя по доверенности Р. представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, с иском не согласилась. Со ссылкой на положения ч. 1.1 ст. 16 Федерального закона № 261-ФЗ от 23.11.2009 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и постановление Правительства Российской Федерации № 818 от 16.08.2014 года, указала, что прохождение энергообследований для администрации не обязательно, поскольку совокупные расходы бюджета Байкальского МО на оплату расходов администрации и всех казенных учреждений по тепловой и электрической энергии не превышают 50 млн. рублей в год. В соответствии с приказом Минэнерго России от 30.06.2014 года № 401 администрация зарегистрирована в инфосистеме ГИС «Энергоэффективность». Подведомственные ей казенные учреждения также будут зарегистрированы в данной информационной системе (л.д. 42 ).

В соответствии с ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие ответчика.

Выслушав пояснения прокурора, учитывая правовую позицию ответчика, выраженную в письменном виде, проанализировав в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

В силу ст. 1 п. 2, ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 77 Федерального закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с требованием о понуждении к исполнению федерального законодательства, если этого требуют интересы неопределенного круга лиц.

В силу абз. 3 ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с п. 5 ст. 9 Федерального закона № 261-ФЗ от 23.11.2009 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон) государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности проведения обязательного энергетического обследования.

Пунктами 1, 5, 6 ст. 15 Федерального закона № 261-ФЗ от 23.11.2009 предусмотрено, что энергетическое обследование может проводиться в отношении зданий, строений, сооружений, энергопотребляющего оборудования, объектов электроэнергетики, источников тепловой энергии, тепловых сетей, систем централизованного теплоснабжения, централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, иных объектов системы коммунальной инфраструктуры, технологических процессов, а также в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.Энергетическое обследование проводится в добровольном порядке, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом оно должно быть проведено в обязательном порядке. По результатам энергетического обследования проводившее его лицо составляет энергетический паспорт и передает его лицу, заказавшему проведение энергетического обследования.

Подпунктом 2 п. 1 ст. 16 Федерального закона № 261-ФЗ установлена обязательность проведения энергетического обследования для органов местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц.

Как следует из положений ч. 2 ст. 16 Закона, лица, указанные в ч. 1 данной статьи, обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 31 декабря 2012 года, последующие энергетические обследования — не реже чем один раз каждые пять лет.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц и устава Администрация Байкальского муниципального образования обладает правами юридического лица. Соответственно, проведение энергетического обследования для ответчика является обязательным.

В муниципальной собственности ответчика находится здание взрослой библиотеки общей площадью 469,1 кв. метров, расположенное по адресу «АДРЕС», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.09.2008 года (л.д. 33 ).

Поскольку судом установлено, что в нарушение вышеперечисленных требований Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ администрация Байкальского муниципального образования свыше 2,5 лет не выполняет свою обязанность по организации и проведению энергетического обследования вышеуказанного объекта, находящегося в муниципальной собственности, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

Доводы ответчика о том, что проведение обязательного энергетического обследования объектов для администрации Байкальского муниципального образования не обязательно, не состоятельны.

Так, согласно ч. 1.1 ст. 16 Федерального закона органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц, которые предусмотрены п. 1 ч. 1 настоящей статьи, потребляющие энергетические ресурсы в стоимостном выражении для определения совокупных затрат на потребление природного газа, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии, за исключением моторного топлива, менее 50 млн. руб., вместо последующего энергетического обследования могут представлять информацию в Минэнерго России.

Вместе с тем ч. 1.1 ст. 16 Федерального закона не освобождает органы местного самоуправления от проведения первичного энергетического обследования.

В силу ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные в решении действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

С учетом небольшого количества объектов, подлежащих обязательному энергетическому обследованию, объема и специфики работ по обследованию и составлению энергетических паспортов, необходимости выделения из бюджета денежных средств для их выполнения, учитывая мнение прокурора, полагавшего возможным установить разумный срок для исполнения решения до 01.10.2015 года, представляется, что установление такого срока не противоречит положениям закона.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора Слюдянского района в интересах Российской Федерации к Администрации Байкальского муниципального образования об обязании провести обязательное энергетическое обследование здания удовлетворить.

Обязать Администрацию Байкальского муниципального образования в срок до 01.10.2015 года провести обязательное энергетическое обследование нежилого двухэтажного здания взрослой библиотеки, расположенного по адресу по адресу «АДРЕС».

Апелляционная жалоба на решение может быть подана сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в Иркутский областной суд через Слюдянский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Апелляционную жалобу вправе подать также лица, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и обязанностях которых был разрешен судом.